Методическое пособие по грудничковому плаванию: История, цели, показания и влияние на здоровье младенца.
Грудничковое плавание — это система мероприятий, направленная на воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного и гармонично развитого ребенка.
Основное требование — убедиться, что у малыша зажила пупочная рана. Это обычно происходит в течение 2-3 недель после рождения.
Укрепление здоровья ребенка и его всестороннее физическое развитие.
В современном мире для некоторых туземных народов грудничковое плавание является обыденной частью жизни.
Например, грудные дети жителей острова Нукагава (Маркизские острова, Французская Полинезия) самостоятельно плавают, как и дети в Полинезии и Таити. Индейцы верховьев Амазонки обучают своих младенцев плаванию через многочасовые ежедневные совместные купания. Дети легко и свободно учатся движениям в воде, избегая слёз и страха.
Эта практика является древней традицией, которая не пришла к этим народам из Европы, Америки или России.
Мифы и легенды о русалках и водяных появились не случайно. Они отражают связь наших предков с водной стихией. По преданию, Будда родился в озере, и на многих его изображениях у него видны ластообразные конечности с перепонками.
Вода всегда была символом возрождения и обновления. В православной традиции детей крестят в воде, троекратно погружая их в холодную воду, символизируя духовное перерождение.
Человеческий организм состоит в значительной степени из воды, и этот процент меняется с возрастом:
С возрастом водный баланс организма снижается, что способствует процессу старения. Вода играет важнейшую роль в функционировании организма, в том числе в регенерации тканей. Более 90% заболеваний связано с нарушением водного баланса, поэтому вода издавна использовалась для лечения.
Вода использовалась для оздоровления ещё в древности. Например, древнегреческий философ Пифагор считал воду средством лечения. В России повитухи оживляли новорожденных, задушенных пуповиной, омывая их ледяной водой. Больных детей также обтирали снегом или купали в холодной воде для ускорения выздоровления.
Так, накопив свой опыт, человечество подошло к современной истории с определённым багажом знаний о плавательных способностях человека и его связи с водой.
Современная история грудничкового плавания началась в 1969 году. В 1966 году в австралийской семье тренеров-пловцов супругов Тиммерманс родилась дочь Андреа. Чтобы помочь ребёнку справиться с жарой, Клэр Тиммерманс начала принимать ванны с трёхнедельной дочерью. Через две недели девочка уже плавала по-собачьи и проводила в воде по 30-40 минут. Позже семья начала посещать бассейн, где родители работали преподавателями плавания. Так возникла первая школа плавания и закаливания младенцев, открытая в 1969 году.
С начала 1970-х годов грудничковое плавание стало активно развиваться в Японии, Германии, Голландии, Великобритании, США, Франции и Бельгии. В 1969 году в Мюнхене был основан экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания, который в течение трёх лет изучал новый подход.
В России грудничковое плавание стало развиваться благодаря Игорю Чарковскому, который в 1962 году использовал воду для реабилитации своей дочери, родившейся раньше срока. В 1977 году в московских поликлиниках началось массовое обучение плаванию грудных детей, что позволило официально рекомендовать этот метод как способ оздоровления.
В 1978 году Захарий Фирсов создал курс «Плавать раньше, чем ходить» и выпустил одноимённую книгу. В 1979 году Международный медицинский комитет Всемирной любительской федерации плавания разработал «Инструкцию по обучению плаванию грудных детей».
Российский профессор Илья Аршавский также поддержал раннее плавание, подчеркивая его важность для здоровья детей, особенно для тех, кто рождается в состоянии физиологической незрелости.
Сегодня грудничковое плавание активно развивается во всём мире. Многолетний опыт плавания младенцев в цивилизованных странах и древние традиции народов, живущих около водной стихии, дают богатый арсенал приёмов работы с детьми в воде. В России тема раннего плавания продолжает привлекать внимание специалистов и исследователей.
Противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша.
Временные противопоказания | Абсолютные противопоказания |
---|---|
ОРЗ, ОРВИ | Порок сердца (по справке от кардиолога: указание на допустимую нагрузку) |
Кожные заболевания с выделениями (консультация дерматолога; посещение занятий только по справке) | Все нарушения внутренних органов (после операций) |
Атипические дерматиты в стадии ремиссии (по справке от дерматолога разрешено) | Психические заболевания с судорожными припадками |
Конъюнктивит (острый) | Прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность |
Гайморит | |
Острая боль при прорезывании зубов | |
Рвота, понос, инфекционные заболевания |
Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний, но существуют состояния, при которых оно особенно рекомендуется:
Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм ребенка. Рассмотрим, как плавание влияет на его здоровье:
Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышцы сердца. Вода дополнительно стимулирует более активное движение крови по сосудам.
Плавание углубляет дыхательные движения и делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что помогает предотвращать инфекционные заболевания. Более активное очищение носоглотки снижает вероятность простуд и насморка.
Плавание стимулирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и вывод продуктов метаболизма. Вода как среда благотворно влияет на психические реакции ребенка, улучшает настроение и повышает жизнерадостность.
Вода равномерно распределяет нагрузку на кости, мышцы, связки и суставы, способствуя их гармоничному развитию и предотвращая перенапряжение отдельных участков. Двигательный аппарат укрепляется благодаря сопротивлению воды.
Активные движения мышц во время плавания усиливают работу сердца и кровообращение, что способствует продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.
Контакт с водой стимулирует работу потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры и улучшает кожное дыхание. Увеличение кровотока через мелкие капилляры стимулирует процесс кроветворения.
Патологии, которые встречаются в практике грудничкового плавания:
Кривошея — деформация шеи, характеризующаяся поражением костно-мышечного аппарата шеи и неправильным положением головы. При отсутствии необходимого лечения болезнь медленно и постепенно прогрессирует, ведя за собой деформацию позвоночника, костей черепа и неправильное развитие мышечных групп верхней половины туловища и конечностей.
Врожденная кривошея делится на два основных типа:
Причины врожденной кривошеи:
Врожденная кривошея может сформироваться как внутриутробно, так и во время родов. Особенно часто встречается у новорождённых с ягодичным предлежанием.
Признаки врожденной кривошеи:
Врожденная кривошея может быть односторонней и двухсторонней. При односторонней кривошее голова малыша наклонена в сторону поражения и немного развёрнута лицом в здоровую сторону. При двухсторонней кривошее голова отклоняется назад.
Приобретённая кривошея встречается чаще врождённой. Главное отличие в том, что ребёнок не рождается с этой патологией, а приобретает её вследствие неправильных действий взрослых или гипертонуса мышц.
Основные виды приобретённой кривошеи:
Внешний вид ребёнка при мышечной кривошее характерен:
При скошенности затылка врождённого или приобретённого характера, более часто проявляющейся у ребёнка при долихоцефальной форме черепа (когда ребёнок постоянно держит голову на одной стороне), может развиться вторичная кривошея.
При значительно выраженной кривошее иногда может наблюдаться отставание в психомоторном развитии.
Лечение необходимо начинать сразу после того, как была обнаружена кривошея. Основные методы лечения включают:
Выделяют три вида нарушений мышечного тонуса у детей:
После рождения каждый малыш имеет функциональные особенности – одной из них является напряжённое состояние мышц (гипертонус).
При изменениях тонуса мышц – его снижении (гипотонус) или повышении (гипертонус) – отмечается разбалансировка нервной регуляции, связанная с нарушениями в работе головного или спинного мозга.
Новорожденный малыш в первые дни после рождения сохраняет позу, в которой длительное время находился в утробе матери:
Это физиологическая норма, при условии симметричного тонуса с обеих сторон.
Постепенно мышцы малыша начинают расслабляться, напряжение сгибателей и разгибателей уравновешивается, малыш становится подвижнее. Излишнее напряжение мышц частично проходит к одному-другому месяцу, и полностью нормализуется к шести месяцам.
Сопровождается запрокидыванием головы назад или на одну сторону (это часто путают с врождённой или установочной кривошеей). Это состояние нередко наблюдается после кесарева сечения.
Отмечается сильное сжатие кулачков, что мешает малышу вовремя научиться брать игрушки. Ручки и ножки судорожно поджаты, но конечности симметричны, без деформаций или укорочений. Иногда наблюдаются подергивания и судороги ручек и ножек.
Отмечается постоянное выгибание малыша назад. Часто наблюдается болезненность при надавливании на мышцы спины, малыш плохо или недолго сидит, беспокоится при попытке насильственного высаживания.
Акцент на расслабление. Движения должны быть аккуратными, с лёгкими потряхиваниями ручек и ножек. Рекомендуются боковые проводки и скольжения. Темп занятий – средний или медленный, желательно создать спокойную атмосферу: тихий голос, мягкая музыка, приглушённое освещение. Рекомендуется использовать верхние слои воды для минимального сопротивления и делать много пауз для релаксации.
Все упражнения при занятиях с таким ребёнком должны выполняться плавно, без резких движений. Плавание должно быть расслабляющим, так как вода хорошо расслабляет мышцы. Занятия рекомендуется проводить в тёплой воде (34–36 градусов), движения должны быть медленными, ныряние – минимальным.
Мышечная гипотония (мышечный гипотонус) — это состояние, характеризующееся пониженным мышечным тонусом (снижением степени напряжения мышц или их сопротивления движению), часто сопровождающееся снижением мышечной силы (парезом).
Гипотонус встречается реже, чем гипертонус, и его труднее диагностировать. У ребенка с гипотонусом ручки находятся в расслабленном состоянии, а ладошки раскрыты. Также можно обратить внимание на положение ножек: у здорового ребенка они не полностью распрямляются, так как мышцы удерживают их в определенном положении. При гипотонусе ножки могут раскладываться на 180 градусов без признаков дискомфорта.
Гипотонус у детей может возникать по следующим причинам:
Если вовремя не принять меры, гипотонус может оказать негативное влияние на физическое развитие ребенка. Дети с мышечной гипотонией позже начинают держать голову, ползать и ходить. В некоторых случаях гипотонические дети могут проявлять чрезмерную гибкость, однако сниженный мышечный тонус отрицательно влияет на формирование осанки в школьном возрасте. Из-за слабости мышц детям трудно держать спину прямо, что может привести к искривлению позвоночника.
Важно вовремя выявить гипотонус, чтобы избежать осложнений в будущем.
Основная цель плавания при гипотонусе — восстановление нормального мышечного тонуса, стимулирование активной работы мышц. Для этого применяется комплекс аквагимнастики, включающий имитацию плавательных движений и множество ныряний. Занятия проводятся в воде с температурой 32–33 °C и в быстром темпе.
Родители могут заметить результаты невооруженным глазом: ребенок начинает активно двигать руками и ногами. Основу стимулирующей программы составляет работа конечностями (гребки и отталкивания), направленная на стимуляцию самостоятельной работы мышц.
Дисплазия – патологическое развитие клеток, тканей, органов человека. Чаще всего дисплазии являются врождёнными, но могут проявляться как после рождения, так и у взрослого человека. Устаревшее название этой патологии – врождённый вывих бедра.
Можно выделить четыре группы клинических тестов, которые могут указывать на дисплазию тазобедренного сустава у детей первого года жизни:
Прежде всего обращают внимание на симметричность кожных складок бедра, помня, что при двусторонней патологии этот признак может быть не виден. Асимметрия кожных складок более информативна у детей старше 2-3 месяцев. Кожные складки при врождённом вывихе бедра располагаются на разных уровнях, отличаются глубиной и формой.
Надёжным диагностическим критерием является феномен укорочения бедра за счёт заднего смещения головки бедренной кости относительно вертлужной впадины. Он указывает на самую тяжёлую форму дисплазии тазобедренного сустава — врождённый вывих бедра.
Тест считается положительным, если у ребёнка, лежащего на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, колено на поражённой стороне располагается ниже.
Золотым стандартом ранней диагностики дисплазии тазобедренного сустава является симптом Маркса-Ортолани (симптом соскальзывания):
Ребёнка укладывают на спину лицом к врачу. Врач сгибает обе ноги больного в тазобедренных и коленных суставах и захватывает руками бедра так, что большие пальцы располагаются на внутренних, а остальные — на наружных поверхностях бедер. Затем медленно отводит бедра в стороны, избегая резких движений. При нормальных суставах бедра в положении крайнего отведения почти касаются плоскости стола. При вывихе головка бедра в момент отведения соскальзывает в вертлужную впадину, что сопровождается характерным толчком. Если оставить бедро в положении отведения, оно начинает приводиться, производя быстрое толчкообразное движение в момент вывихивания головки из вертлужной впадины.
Этот тест мало изменился со временем и остаётся эффективным для диагностики нестабильности и врождённого вывиха тазобедренных суставов у детей первого года жизни. Его выполнение требует практического навыка и правильного трактования результатов в сочетании с другими симптомами и исследованиями.
Если симптом соскальзывания не вызывается, потому что вывих уже вправился, может наблюдаться симптом ограничения отведения бедер. У здорового новорождённого ножки разводятся в тазобедренных суставах на 80–90°, и бедра касаются поверхности стола. Если отведение ограничено углом в 50–60°, вероятен врождённый вывих бедра. У здорового семи-восьмимесячного младенца бедро отводится на 60–70°, тогда как при вывихе — на 40–50°.
Различают одностороннюю и двустороннюю дисплазию. Замечено, что чаще страдает левый сустав, что объясняется особенностями внутриутробного положения плода.
Ортопеды различают несколько степеней патологии, основываясь на характере и глубине изменений:
Предрасполагающими факторами дисплазии являются крупный плод, тазовое предлежание, токсикоз, а также наличие дисплазии у родителей. Эти дети, особенно девочки, входят в группу риска. Даже если клинические проявления отсутствуют, требуется наблюдение у ортопеда.
Лечение зависит от степени поражения и включает:
До года ребёнку запрещено вставать на ноги без подтверждённой стабильности сустава. Нельзя использовать ходунки и прыгунки. В тяжёлых случаях шины носятся до 10–12 месяцев, и только после улучшения заменяются на более лёгкие ортопедические устройства.
Для профилактики дисплазии рекомендуется избегать тугого пеленания и использовать одноразовые подгузники. В Грузии дисплазия распространена из-за традиции тугого пеленания, тогда как в странах, где детей носят в слингах с разведёнными ногами, патология встречается реже. Детям старшего возраста рекомендуется плавание, езда на велосипеде и упражнения для укрепления мышц.
При предвывихе плавание целесообразно, однако при подвывихе и вывихе оно противопоказано. В комплекс плавательных упражнений для ребёнка с дисплазией исключаются пассивные упражнения на ноги, ходьба и прыжки. Особый акцент делается на самостоятельную работу ног. Также полезны боковые скольжения и выгибания, способствующие лучшему развитию тазобедренных суставов.
Ныряние (если ребёнок воспринимает его положительно) также полезно, поскольку стимулирует активные движения ногами.
Грудничковое плавание — эффективный и безопасный метод раннего развития ребенка. Занятия в воде способствуют укреплению здоровья, физическому и психоэмоциональному развитию малыша. Правильный подход и соблюдение методических рекомендаций обеспечат максимальную пользу и удовольствие от занятий как для ребенка, так и для родителей.
Примечание: Данное методическое пособие разработано на основе актуальных исследований и рекомендаций специалистов в области педиатрии, физиологии и раннего развития детей. Перед началом занятий рекомендуется проконсультироваться с медицинским специалистом.
Александра Леонидовна Малетина
Тренер, основатель и руководитель центра детского плавания «Родничок».
Центр детского плавания «Родничок»
Телефон: +7 912 666-94-33
Адрес: Екатеринбург, Юмашева, 13
Веб-сайт: babiesclub.ru
Блог: rodni4ok.ru